Инфраструктура дата-центра считается самым надежным местом для хранения оборудования бизнеса. Круглосуточный мониторинг серверов, отказоустойчивая система охлаждения, а также наличие собственных источников электропитания – благодаря всему этому вы можете спокойно спать, передав свое «железо» коммерческому ЦОД.

Но даже в таком защищенном месте как дата-центр порой происходят форс-мажоры, включая аварии и пожары. Так как же специалисты борются с ними и благодаря чему ликвидируют их в течение нескольких секунд – рассмотрим в нашей статье.

Именно поэтому IT-специалисты продумывают каждую деталь на этапе проектирования ЦОД, чтобы создать отказоустойчивую инфраструктуру и избежать появления таких инцидентов в будущем. И немаловажной составляющей инфраструктуры коммерческого ЦОД является система пожаротушения.

Из чего состоит система пожаротушения дата-центра?

В целом она схожа с противопожарными решениями, которые используются компаниями в других отраслях. Она состоит из систем автоматического пожаротушения (то есть специального оборудования), а также датчиков оповещения. Такая система, как правило, проектируется на начальных стадиях строительства ЦОД, а именно на этапе, когда инженеры составляют схему прокладки труб (трубопроводную развязку).

Система пожаротушения в дата-центрах имеет множество особенностей, ведь на его территории находятся серверы клиентов с ценной информацией бизнеса. 

И в случае появления пожара нельзя просто взять огнетушитель и залить пеной «железо» клиентов - ведь тем самым вы просто уничтожите всю информацию. Так о каких же особенностях данной составляющей инфраструктуры ЦОД важно упомянуть:

  • строение машинного зала сложное с множеством перегородок, стоек и наличием фальшпола, поэтому лучшее решение - объемный способ пожаротушения, который создаст условия, не подходящие для разрастания возгорания в любой из точек помещения;
  • вещество, используемое для ликвидации пожара должно быть безопасным для персонала дата-центра, а также не наносить вред «железу» клиента и после ликвидации очага возгорания с легкостью удаляться из помещения.

Основные методы борьбы с пожарами в ЦОД

Давайте теперь рассмотрим основные методы борьбы с пожарами в дата-центрах, которые часто используются сегодня специалистами дата-центра:

  • гипоксический метод;
  • изоляция;
  • охлаждение;
  • ингибирование.

Гипоксический метод предусматривает введение азота, который снижает содержание кислорода в помещении ЦОД к отметке ниже 14%. В таких условиях пожар не распространяется, но при этом кислорода достаточно для продолжения работы в модуле или машинном зале дата-центра. Данный метод достаточно эффективен, но его единственным минусом является цена, ведь установка такой системы пожаротушения потребует немало инвестиций.

Изоляция. При использовании такого метода тушение возгорания в дата-центре происходит за счет инертного газа (азота, аргона и других видов). Содержание кислорода в воздухе снижается до 14%, как и в гипоксическом методе). Но у такого метода есть и минус – химические реакции от запуска газа могут нанести вред сотрудникам

Ингибирование. Для тушения возгорания используется галогенизированный газ, который приостанавливает появление химических реакций в самом возгорании. Как правило, при таком методе пожаротушения используются различные виды Хладона, а также газ Novec 1230, который еще называют «сухая вода» (ведь жидкость не имеет ни цвета, ни запаха).

Данный метод пожаротушения считается наиболее эффективным и чаще всего используется специалистами дата-центра.

Охлаждение. В случае появления возгорания в ЦОД распыляют водяной туман (распыленную мелкодисперсную воду, которая подается под высоким давлением), это снижает содержание кислорода в воздухе, а также помогает охладить территорию, на которой произошло возгорание.

Такой способ пожаротушения популярен в Европе. К примеру, его применяют в таких ЦОД как TCN Eemsdelta (провинция Гронинген) в Нидерландах, а также научно-технологическом полигоне CX2 Cyberjaya в городе Сайберджа́я (Малайзия). 

Но, в Украине существует недоверие к такому методу пожаротушения. Ведь распыление пусть и мелкодисперсной воды через время приводит к появлению сырости – что в целом не допустимо для инфраструктуры дата-центра.

Теперь давайте рассмотрим сценарий работы системы пожаротушения на базе дата-центра GigaCenter.

В GigaCenter мы используем ингибированный метод для подавления возгораний и пожаров. Но как же именно он работает на практике?

Отслеживать появление любого рода возгораний помогают датчики системы пожарной сигнализации ЦОД, которые размещены на потолках коридора, машинных залов, а также модулей с оборудованием клиентов. Именно они в случае появления очага возгорания первыми реагируют на наличие дыма, моментально срабатывают и подают звуковой сигнал на диспетчерский пост ЦОД. Специалисты дата-центра производят визуальный осмотр помещения, где произошла сработка датчика, если проблему можно решить локально принимается ряд мер по предотвращению возгорания, если же проблема глобальна инженеры активируют систему газового пожаротушения на базе газа ингибитора Хладон 125. При запуске газа в машинный зал, он полностью вытесняет кислород, что не позволяет огню распространяться дальше.

После полного тушения возгорания и проверки эффективности принятых мер, включается система удаления продуктов тушения пожара, только после этого в помещение можно заходить для проведения дальнейших работ.

Такой же метод пожаротушения часто используется книгохранилищами, музеями, картинными галереями, ведь в случае возникновения пожара ценные экспонаты необходимо сохранить любой ценой.

Все же сказать, что дата-центры совсем не горят было бы неправильно. Даже учитывая, что такой сценарий маловероятный, порой они все же случаются. Но сохранность оборудования клиентов напрямую зависит от отказоустойчивости ЦОД, а также такой его составляющей как системы пожаротушения. Поэтому учитывать каждую деталь при выборе дата-центра очень важно, ведь от данного решения зависит сохранность данных вашего бизнеса.